Верность профессии

1

Т.И.Навдаева связала судьбу с коррекционной педагогикой после окончания Дивеевской средней школы. Вместе с подругой Татьяна успешно закончила дефектологический факультет Мордовского государственного педагогического института.

Еще во время обучения Татьяна Ивановна проходила практику в Дивеевской специальной (коррекционной) школе-интернате и осознала – это ее призвание. Могла бы работать методистом в отделе образования, где ее готовы были принять, но предпочла воспитывать детей с различными нарушениями развития.

В год окончания института в 1993-м она вышла замуж за выпускника Мордовского государственного пединститута. Получив дипломы, молодожены начали педагогическую деятельность в Дивеевской школе-интернате. Супруг Татьяны Ивановны Сергей Михайлович преподавал физкультуру, а она в качестве логопеда стала заниматься коррекцией устной и письменной речи детей.

Последние семь-восемь лет Татьяна Ивановна работает с воспитанниками с тяжелыми множественными нарушениями развития, в том числе с расстройствами аутистического спектра, синдромом Дауна и другими нарушениями. К сожалению, количество таких детей в последние годы увеличивается. Ребенку с подобными нарушениями жизненно важно научиться выражать свои чувства и потребности, освоить базовые навыки сосуществования в человеческом обществе. Это направление деятельности настолько увлекло Татьяну Ивановну, что она стала ездить на конференции в Москву и Петербург, участвовать в обучающих курсах и вебинарах. Педагог занялась этим из любви и сострадания к неговорящим ребятам.

Постепенно у учителя накапливался опыт и появились собственные наработки, дидактические материалы. В 2022 году в региональном этапе V Всероссийского конкурса «Учитель-дефектолог» Т.И.Навдаева заняла первое место, от Нижегородской области ее направили в Москву на федеральный этап. Здесь Татьяна Ивановна, проявив себя, была признана одной из десяти лучших логопедов России.

Не останавливаясь на достигнутом, педагог в свободное от работы время занялась составлением авторских средств альтернативной и дополнительной коммуникации.

Татьяна Ивановна стала рисовать карточки, таблички, коммуникативные коврики, альбомы и книги, приспособленные индивидуально для каждого ребенка с нарушениями развития. Каждое такое пособие, карточка, таблица – это набор рисунков, символов и пиктограмм, которые помогут ребенку общаться с окружающими на бытовом уровне. Например, сигнальные карточки позволяют обозначить базовые потребности: «пить», «есть», «спать», «устал», «болит», «дом» и другие. Для мальчиков и девочек карточки предусмотрены разные.

Коммуникативные таблицы состоят из символов базового словаря: «я», «хочу», «помоги», «дай», других подобных и ситуативного словаря с символами, обозначающими конкретную ситуацию: «поход в магазин», «давай поиграем» и другими. Для каждого ребенка Т.И.Навдаева создает отдельную коммуникативную книгу, где содержится индивидуальная информация  о воспитаннике, его поведенческих особенностях, предпочтениях, привычках. Каждая книга разделена на тематические разделы: «Моя семья» (изображение ребенка, его родителей, родственников), «Я в школе» (педагоги и одноклас-сники), «Моя любимая еда», «Мои любимые занятия», «Места, которые я посещаю» (дом, школа, больница, детская площадка, магазин, парк и тому подобные), «Мои эмоции» (злюсь, боюсь, радуюсь и другие). Если нет необходимого изображения, его можно нарисовать маркером прямо в коммуникативной книге, для чего предусмотрены свободные страницы и поля.

На уроках Татьяна Ивановна использует электронные планшеты со специальным коммуникативным приложением и электронную коммуникативную доску, с помощью которой выстраивается структура занятия, определяется порядок и последовательность действий для каждого ребенка.

– Необучаемых детей нет, практически любого неговорящего можно вовлечь в процесс общения и обучения, помочь, а для этого необходимо создать атмосферу обоюдного доверия и любви, благодаря чему появится взаимопонимание, – говорит педагог.

Ее профессионализм был отмечен в сентябре этого года, когда Т.И.Навдаева выступила на курсах в Нижнем Новгороде. Региональное министерство образования представило Татьяну Ивановну к награждению на Всероссийском съезде дефектологов, который прошел в Москве 14 ноября и был приурочен ко Всемирному дню логопеда. На форуме выступали корифеи дефектологии, а Татьяне Ивановне Навдаевой вручили памятный знак «За верность профессии».

Кроме того, педагог по праву награждена почетными грамотами регионального министерства образования и министерства просвещения России. Статьи Т.И.Навдаевой о ее авторской методике издаются в специализированных сборниках. В настоящее время в соавторстве с коллегой готовится издание сборника дидактических материалов.

Сын Татьяны Ивановны также выучился на логопеда, создал семью. Его супруга работает логопедом вместе с Татьяной Ивановной в Дивеевской школе-интернате. Они занимаются общим благородным делом милосердия и помощи страдающим ребятам.

Вячеслав Овчаров

Фото предоставлено Т.И.Навдаевой