За плечами - целый век
8 февраля жительница поселка Сатиса Клавдия Степановна Спирина отметила свое 100-летие
Люди, которые перешагнули вековой рубеж, вызывают не только уважение, но и восхищение. Шутка ли, прожить на земле целых 100 лет?!
Свою трехзначную дату Клавдия Степановна Спирина встретила в теплом кругу родных. Чтобы поздравить труженицу военного тыла и ветерана труда с вековым юбилеем, отдать дань уважения и выразить слова благодарности, именинницу навестил директор управления социальной защиты населения Дивеевского муниципального округа Н.А.Масягин. С пожеланиями здоровья, бодрости духа, внимания и заботы близких Николай Александрович вручил виновнице торжества поздравительные адреса от Президента России В.В.Путина, губернатора Нижегородской области Г.С.Никитина, министра социальной политики Нижегородской области И.О.Седых, цветы и подарки от областного министерства социальной политики и администрации Дивеевского округа.
Эту долгожительницу из поселка Сатиса сложно назвать представительницей слабого пола. На своем веку она видела смену нескольких исторических вех, вырастила не только детей, вынянчила внуков и правнуков. Биография Клавдии Степановны полна событий и вмещает их аж со времен коллективизации, когда ее семья одной из первых вступила в образовавшийся колхоз. А потом – Великая Отечественная, потери, голод, холод, непосильный детский труд для фронта и Победы, тяжелый период восстановления страны из разрухи… Все это выпало на долю героини нашего рассказа. Глубокие отметины оставили в ее душе переломные события истории. Немало было выплакано слез. Но нелегкая жизнь в труде и преодолениях, испытания и лишения не смогли сломить эту женщину, а наоборот, вдохнули веру в себя, в своих близких. Веру в добро, правду, жизнелюбие. Эта женщина умудрялась всегда оставаться чуткой и внимательной к людям, всегда находила доброе слово для каждого человека и сохраняла удивительный оптимизм.
Маленькая худенькая старушка с сухонькими мозолистыми руками и усеявшими лицо морщинами. Такова внешне Клавдия Степановна, за плечами которой – целый век. Ну а ее внутренний мир, богатый чувствами и любовью к людям, читается в глазах, добрых, удивительно живых, с непотерянным в них блеском.
На свет она появилась в селе Кошелиха Первомайского района. У родителей Клава была старшей, а всего в крестьянской семье росло восемь детей. Ей редко тогда удавалось поиграть сшитой матерью тряпичной куклой. Босоногое детство деревенской девочки неразрывно было связано с трудом. Родители с образованием колхоза сразу же в него вступили и большую часть времени находились в объединенном хозяйстве, так что старшей дочке приходилось вести дела по дому и приглядывать за младшими братишками и сестренками. Не довелось ей посидеть и за школьной партой. Вместо тетрадок и учебников в ее руках изо дня в день были ведра, которыми натаскивала воду из реки, серп, чтобы жать траву для скотины, да ухват, коим ловко управлялась у печи. Клава с ранних лет научилась варить щи и кашу, печь хлеб и пироги. Да так вкусно у нее все получалось!
В конце тридцатых годов многодетная семья решила перебраться в поселок Сатис. Перевезли на новое место из Кошелихи сруб, который переселенцам разрешили поставить на бугре (сейчас улица Песочная). Родители пошли работать в совхоз. Взрослые и дети ждали лучшей жизни. Но грянула война. Клава хорошо запомнила, как провожали на фронт отца. Ей, старшей дочери, он дал наказ поддерживать мать. Словно предчувствовал, что к родным больше не вернется. В том же 1941 году Степан Сергеевич Рукачев пропал без вести.
Общее для страны горе объединило на трудовой ниве всех, кто остался в тылу. А были это женщины, старики и дети. Тяжелой ношей опустилась работа от зари до зари и на хрупкие плечи 15-летней Клавы. Выполняя задачу государственной важности, она сеяла и бороновала, жала и молотила. А потом девушку отправили копать противотанковые рвы. Она изо всех сил ковала Победу. По утрам каждая косточка ныла от непосильной нагрузки, мозоли на ладонях не заживали. Казалось, не сможет не только работать, а даже на ноги встать. Читала молитву, просила дать ей силы. И как будто второе дыхание открывалось.
С молитвой она всю жизнь. С самого детства, как приучила мама, подходит к иконам. Клавдия Степановна уверена, что благодаря вере в Бога она смогла выдержать изнурительный труд, холод, голод, нищету. Их семья, как и очень многие, во время войны терпела страшную нужду. Пекли лепешки из измельченных картофельных очистков, похлебку варили из лебеды и крапивы. Хлеба не было совсем. Но люди старались не унывать, стойко перенося все выпавшие на их долю испытания.
Уже 19-летней девушкой Клавдия встречала долгожданную Победу. В этом возрасте она хорошо знала, как трудиться ради мирной жизни на земле, не щадя сил, недосыпая и недоедая. А дальше нужно было восстанавливать страну из разрухи. И кто, думала она, как не такие вот крестьяне будут снабжать продовольствием уничтоженные врагом города?! Пошла в совхоз свинаркой. По 100 голов поросят было на попечении животноводки. Более 10 лет ее загрубевшие от работы руки сноровисто управлялись с кормушками и поилками, поддерживали в помещениях чистоту. Трудилась по-ударному, добиваясь хороших привесов.
В 1954 году свинарку вдруг вызвали в правление. Клавдия волновалась: «Зачем это? Неужто в чем провинилась? Да вроде не за что ругать». Оказалось, что в совхозную столовую понадобился повар. И руководство хозяйства, зная о кулинарных способностях молодой женщины, предложило ей новое место работы. Она не сразу согласилась. «Неграмотная я, читать и писать научилась сама, но в школу-то не ходила, – аргументировала труженица. – Ну, да, супы варить и пироги печь, конечно, могу».
В итоге Клавдию Степановну убедили, что ее мастерство у плиты – это главное, и она приступила к обязанностям повара. Несмотря на то, что не имела специального образования, готовила сельчанка просто отлично. Сатисцы за обе щеки уплетали блюда, в которые стряпуха неизменно добавляла особый ингредиент – душу. К тому же она всегда была приветливой и внимательной к людям, находя доброе слово для каждого, кого кормила в столовой. Эта работа поистине стала для нее призванием, хоть и приходилось каждое утро встречать рассвет на ногах. Заря только всходит, а повар уже на своем месте: варит, парит, жарит... И до вечера с кастрюлями и поварешками.
Более 30 лет отдала К.С.Спирина любимому делу. До самого выхода на заслуженный отдых готовила для жителей поселка вкуснейшие обеды. А дома радовала кулинарными шедеврами своих близких. К сожалению, Клавдии Степановне выпало быть несчастливой женой, с мужем они прожили лишь несколько лет – он ушел в другую семью. Но вот матерью, вопреки тому, что ребятишек растила одна, она стала очень счастливой. Сын Александр и дочь Галина ее всегда только радовали. Помогали во всем, жалели. Даже уезжать после окончания школы куда-то учиться не захотели, получили рабочие специальности и остались рядом с дорогим им человеком. Александр живет в том же Сатисе, Галина – в Сарове. Дети, которых мать воспитывала на собственном трудовом примере, стали ее надежной опорой на всю долгую жизнь. Не обделяют бабушку вниманием ее четверо внуков и шестеро правнуков.
На протяжении всей своей жизни Клавдия Степановна отличалась добросовестностью, порядочностью, умением и желанием помогать другим. За это, видимо, Бог наградил ее долголетием и до сих пор дает силы. Ему было угодно, чтобы она встретила свой вековой юбилей и в этом глубоко преклонном возрасте еще оставалась на ногах. Удивительно, но за десять десятилетий своей жизни героиня нашего рассказа практически не болела. Раньше, как вспоминает, тиф всех косил, скарлатина душила, от туберкулеза сколько умерло. А у нее серьезнее простуды хвори не было. Лекарства она не любила. Исцелялась тем, что пила святую воду.
Долгожительница – глубоко верующий человек. До 99 лет все посты соблюдала и в церковь на службу в сопровождении сына ходила. Горюет теперь, что к 100 годам это для нее стало тяжело. Но и сейчас без молитвы за стол она не сядет и на сон грядущий обязательно ее прочтет. Прожив целый век, старушка не изменила своим привычкам. Все также встает рано утром, с молитвой натощак пьет святую воду. Ее и считает главным витамином долголетия. В доме у бабушки Клавы в красном углу множество икон, возле которых всегда горит лампада. Над кроватью ковер ручной работы с изображением Серафима Саровского – подарок родных. Возрастная сельчанка горячо молится за своих потомков и всех дорогих ей людей. И непрестанно благодарит Бога за то, что Он целый век с ней на этой земле.
Теперь женщина почтенных лет все больше живет прошлым. Всплывают в ее памяти события давно минувших дней, односельчане, с которыми работала на благо малой родины и верила в светлое будущее. И оно у Клавдии Степановны Спириной, действительно, светлое. Живет в окружении близких, которые всячески заботятся о ее самочувствии и настроении, создают для нее самые комфортные условия. Сын Александр Николаевич всегда рядом со своей мамой, балует ее вкусняшками – особенно долгожительница любит мороженое.
В свой столетний юбилей старейшая жительница Сатиса с благодарностью принимала подарки и была растрогана проявленным к ней вниманием. Именинница внимательно выслушала все приветственные адреса, зачитанные директором управления социальной защиты населения Н.А.Масягиным. В этот день радость в ее душу лилась теплым потоком. Поздравляли дети, внуки и правнуки.
Приятно видеть, что пожилой человек находится в любви и заботе своей семьи. Таким людям не грозит одиночество, а значит, они счастливы. Искренне желаем, чтобы силы пока не покидали старушку. Здоровья, душевного спокойствия Клавдии Степановне и еще много дней в окружении дорогих ей людей.
Ирина Лисенкова
Фото автора