Память и боль двух лет Афгана
Война – страшное испытание для человека. Она застревает в памяти навсегда. Валерий Тимофеевич Безбородов, как и многие ветераны, знает слова из песни «Афганская статистика»: «Каждый первый, из тех, кто там был, не забудет о том никогда». Для Валерия Тимофеевича пережитое сорок лет назад – это боль и страдания, с которыми пришлось породниться.
Уроженец села Старые Пичингуши Ельниковского района Мордовской автономной советской социалистической республики, он воспитывался в простой семье. Отец Тимофей Тимофеевич трудился разнорабочим в колхозе, мать Мария Дмитриевна – техничкой в школе.
Валерий закончил школу в Краснослободском районе, затем в Ельниковском спецпрофтехучилище №16 получил специальность тракториста-машиниста широкого профиля и права водителя грузовых автомобилей.
1 октября 1983-го его призвали на срочную службу в армию. Практически сразу всем новобранцам из Мордовии объявили, что их ждет Афганистан. В течение двух с половиной месяцев шла подготовка молодых бойцов в так называемом «карантине» в Волгограде. Оттуда через Самару и Ростов-на-Дону контингент перебросили самолетами в Самарканд, а затем – в Кабул.
Валерий Тимофеевич стал одним из шестидесяти солдат, ступивших в декабре 1983 года на афганскую землю и распределенных в порядке пополнения и ротации в 180 мотострелковый полк на окраине столичного Кабула, где с 24 декабря 1983-го
по 1 февраля 1986-го прошло для солдата Безбородова время службы. В качестве водителя тяжелого грузовика «Урал» он перевозил людей, боеприпасы, продовольствие, строительные материалы и другие грузы. Основные маршруты пролегали по Кабулу и вокруг него. Сослуживцы Валерия Тимофеевича охраняли кабульскую комендатуру, склады, казармы и другие объекты дислокации полка.
Самым тяжелым для Валерия Тимофеевича оказался первый год службы в Афганистане. После мирной благополучной спокойной жизни в Советском Союзе попасть в зону боевых действий – все равно, что оказаться в параллельном мире, где действуют абсолютно другие законы и правила. В полку процветала дедовщина, с которой не могли справиться
командиры.
Суровым был боевой быт. Рядовой состав жил в палатках с досчатым полом, двухъярусными кроватями и печками-буржуйками. Из удобств имелось только электричество, воды не было. Отсутствовала и баня, а значит, и возможность мыться. Баню построили в расположении части только через год-полтора с начала пребывания Валерия Тимофеевича в Кабуле. У всех солдат водились бельевые вши. Чтобы хоть как-то сполоснуться, на буржуйке в металлических ведрах и банках грели воду. Из-за антисанитарных условий 90-95 процентов личного состава переболели тифом и желтухой.
Скудноватым было и питание. Кухня размещалась в специальном ангаре. Воду обеззараживали, прокипятив ее с верблюжьей колючкой. На завтрак давали кофе или чай, бутерброды с маслом. На обед – маринованный картофель или ячневую, перловую или овсяную каши с тушенкой. Гречку и макароны в качестве гарнира получали редко. В дефиците было и сгущенное молоко. На каждого бойца в месяц полагались на выбор семисотграммовый пакет с сахарным песком либо 19 пачек сигарет «Север», все шло в общий «котел» и затем распределялось старослужащими.
Днем в горах и предгорьях было очень жарко и душно, а ночью в палатках мерзли от холода, не хватало угля на обогрев.
В таких вот условиях жили и воевали советские бойцы. Валерию Тимофеевичу не довелось участвовать в сражениях и боевых операциях, но под обстрелы он попадал часто. Афганцы – прирожденные воины, практически с детства мальчишек учат стрелять и обращаться с оружием, с которым они не расстаются до самой смерти. Днем мирные декхане-земледельцы к ночи оборачивались дерзкими и коварными боевиками-душманами. Из кишлака, располагавшегося примерно в двух километрах от пункта дислокации, душманы по ночам обстреливали наши позиции из гранатометов, автоматов и ружей. В ответ летели трассирующие пули, расцвечивавшие черную мглу небес.
Так прошли два года службы в Афганистане. За это время на глазах Валерия Тимофеевича душманы подбили советский вертолет, погибли однополчане. Другие подрывались на вражеских минах. Валерия Тимофеевича Бог миловал. Он без ранений демобилизовался 1 февраля 1986 года.
Устроился слесарем-сборщиком телевизоров на телевизионный завод в Саранске.
Еще в детстве Валерий Тимофеевич хотел выучиться на инженера-механика, но не сложилось. Отец ушел в мир иной, когда Валерию было семь лет. Растила его мама, подорвавшая здоровье и получившая инвалидность. Поэтому после окончания школы он не смог поступить на инженера. Вернувшись из Афганистана, ветеран внял совету знакомого и по специальной квоте поступил в Саратовский государственный юридический институт. В 1991-м В.Т.Безбородов успешно получил квалификацию «Юрист» по специальности «Правоведение».
По распределению 5 августа 1991 года его направили в прокуратуру Дивеева. Здесь трудился следователем знакомый. Он помог Валерию Тимофеевичу войти в курс дел и освоить работу.
Через четыре года В.Т. Безбородов устроился юристом в сельхозпредприятие в Кременках, в конце 1990-х трудился воспитателем в Дивеевской школе-интернате, потом судебным приставом. С 1998 года и по настоящее время занят в налоговой системе. Сначала работал в Дивееве, затем – в Сарове на разных должностях. В настоящее время он – заместитель начальника правового отдела налоговой инспекции Сарова.
Семью Валерий Тимофеевич создал в 1997 году, женившись на девушке из соседнего с родным села Ельниковского района. Его супруга Любовь Михайловна работает фельдшером в Дивеевской центральной районной больнице. Двое их сыновей уже взрослые и тоже обзавелись семьями.
Еще со школьной поры Валерий Тимофеевич увлекался настольным теннисом. Во время работы в школе-интернате начал тренировать воспитанников. А в конце 1990-х-начале 2000-х стал наставником по настольному теннису и для дивеевских школьников. Его ученики занимают призовые места на региональных и общероссийских чемпионатах. Так Валерий Тимофеевич участвует в воспитании подрастающих поколений.
Валерий Тимофеевич около трех месяцев отходил от афганской войны, ему снились кошмары. Сейчас, когда прошло сорок лет, боль утихла, но в памяти навсегда останется пережитое.
Вячеслав Овчаров
Фото автора